Уважаемый Глава республики!
Уважаемые коллеги!
Слайд №1.
Благодаря совместной работе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по противодействию распространению наркотиков на территории Чувашской Республики, наркообстановка остается стабильной и контролируемой.
Взаимодействие с правоохранительными органами республики находится на высоком уровне. Об этом свидетельствуют результаты совместной работы по противодействию организованной преступности. В текущем году разобщены и ликвидированы 3 крупные организованные преступные группы: ОПГ Дьяченко И.В., международная ОПГ (условное наименование «Хулиганы»), ОПГ (условное наименование «Бардак»), занимавшиеся поставками и сбытом синтетических «дизайнерских» наркотиков с использованием возможностей сети Интернет и электронных платежных систем на территории Чувашии и в ряде других регионов Российской Федерации. Общая численность задержанных участников преступных групп составила 44 человека, из них 5 граждан Украины. По большинству из них в ходе предварительного следствия вина доказана, уголовные дела направлены в суды для рассмотрения по существу. Активно используются возможности Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу, что помогло выявить и расследовать 5 преступлений, связанных с легализацией доходов, добытых преступным путем. Сумма легализованных денежных средств составила 1 миллион 207 тысяч рублей.
Все возникающие проблемы решаются в рабочем порядке и не требуют рассмотрения на Координационном совещании при Главе Чувашской Республики.
Тем не менее, в организации взаимодействия в сфере противодействия наркопреступности имеется ряд недостатков.
Из года в год снижаются результаты оперативно-профилактической операции «Мак». Одна из причин этого недостаточность проводимой на местах профилактической работы. В частности население сельских районов не обладает достаточной информацией об ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, не знает номеров «телефонов доверия», куда можно обратиться в случае выявления мест произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, о возможных фактах культивирования мака и конопли. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного в ходе мониторинга наркоситуации в Чувашской Республике. Данную ситуацию можно объяснить недостаточным финансированием соответствующих антинаркотических подпрограмм.
При увеличении количества наркопотребителей поставленных на наркологические учеты в Красночетайском районе (с 0 до 2) финансирование подпрограммы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту в Красночетайском районе на 2014-2020 годы» в бюджете района не запланировано и не производится. Аналогичная ситуация и в Шемуршинском районе по финансированию соответствующей подпрограммы.
В Алатырском, Вурнарском, Красноармейском, Чебоксарском, Шумерлинском, Порецком, Цивильском районах при запланированном выделении денежных средств для реализации подобных программ и подпрограмм финансирование не производилось.
Слайд №2.
Указанное не позволяет эффективно организовывать адресную профилактическую работу в группах риска, в том числе среди несовершеннолетних. Несмотря на то, что темпы роста числа несовершеннолетних, вовлекаемых в преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков, в текущем году замедлились (со 133% за 11 месяцев 2014 г. до 21%) тенденции к улучшению пока не имеется. Количество несовершеннолетних вовлекаемых в преступную деятельность и наркопотребление увеличивается. Необходимо активизировать совместную работу через комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по профилактике правонарушений, межведомственные группы, экспертные советы. Организовывать работу точечно на местах с каждым несовершеннолетним, который попал в поле зрения. Внедрять положительный опыт совместной профилактической работы, пропаганды здорового образа жизни. В качестве примера достойного подражания могу привести реализуемую Чувашским государственным университетом целевую программу «Профилактика наркомании в образовательной среде», которая была рекомендована ФСКН России к внедрению в ВУЗы субъектов Российской Федерации.
Слайд №3.
В рамках реализации задач, сформулированных в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года по созданию национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ в республике организована работа по побуждению потребителей наркотиков к отказу от их приема, посредством прохождения медико-социальной реабилитации, которая строится по двум направлениям:
- выявление наркопотребителей и через механизм, предусмотренный ч.2.1. ст.4.1. КоАП РФ, возложение на них при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
- содействие органам здравоохранения в реализации решений судов, возложивших на потребителей наркотиков обязанность прохождения медико-социальной реабилитации.
С момента вступления указанных положений КоАП РФ в силу судами возложена обязанность, пройти медико-социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача на 292 лица. В настоящее время решение о возложении указанной обязанности принимается в 84% случаев.
В целях содействия органам здравоохранения по проведению медико-социальной реабилитации лиц, уклоняющихся от ее прохождения, Управлением осуществляются мероприятия по их розыску и побуждению к прохождению лечения посредством профилактических бесед и привлечения к административной ответственности. В отношении 68 таких лиц составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 6.9.1. КоАП РФ, после чего часть из них приступила к прохождению назначенных судом мероприятий. Таким образом, указанное свидетельствует, что проводимая с потребителями наркотиков на стадии подготовки административных материалов по ст.6.9. и ст.20.20 КоАП РФ разъяснительная работа о последствиях уклонения от прохождения назначенных мероприятий недостаточна и требует корректировки.
Слайд №4.
С прошлого года органами наркоконтроля начато внедрение правоприменительной практики по побуждению лиц, осужденных за нетяжкие наркопреступления к прохождению лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации (ст.72.1, 82.1 УК РФ). Эффективной работе в этой сфере препятствует ряд организационных моментов. Согласно анализу, проведенному ФСКН России по субъектам Российской Федерации, требует корректировки организация взаимодействия правоохранительных органов и органов здравоохранения по вопросам оптимизации сроков проведения судебно-психиатрических экспертиз, проводимых в порядке п.3.2 ст.196 УПК РФ и медицинских освидетельствований на установление состояния наркотического опьянения либо иных признаков употребления наркотиков. Отмечается, что по Чувашии сроки проведения судебных экспертиз составляли более 2 месяцев (включая периоды ожидания установленной экспертным учреждением даты проведения экспертизы, непосредственно ее проведения, подготовки заключения эксперта), что негативно влияло на общую продолжительность предварительного расследования уголовных дел. Нами совместно с Министерством здравоохранения Чувашии предприняты меры по исправлению ситуации. Достигнута договоренность о выделении Республиканской психиатрической больницей одного дня в неделю для проведения экспертиз, в связи с чем в настоящее время сроки расследования сократились. Необходимо эту практику продолжать и в дальнейшем.
В целях повышения эффективности взаимодействия предлагаю на заседаниях антинаркотических комиссий рассматривать организацию работы муниципальных органов исполнительной власти, имеющих негативную тенденцию развития наркоситуации по предложениям, вносимым органами наркоконтроля, внутренних дел, Министерств здравоохранения, образования, спорта Чувашской Республики.
Комиссиям по профилактике правонарушения, по делам несовершеннолетних раз в полугодие анализировать состояние работы с родителями несовершеннолетних, совершивших правонарушения (в т.ч. в сфере незаконного оборота наркотиков) и из неблагополучных семей.
Презентация